Международные морские перевозки

Международные морские перевозкиМеждународные морские перевозки — это одна из самых сложных для освоения сфер таможенной деятельности. Трудность обусловлена тем, что данная область основывается на множестве источников правового регулирования. Кроме того, существуют ещё и нормы, установленные в рамках многочисленных конвенций и внутреннего законодательства в отдельных странах, участвующих в международных перевозках. Всё это в совокупности значительно усложняет эти и без того сложную тему.

Как происходит правовое регулирование международных морских перевозок

Правовое регулирование международных перевозок морским транспортом в первую очередь основывается на трёх конвенциях:

«Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которая была заключена в Брюсселе 25 августа 1924 г. и также известна под названием Гаагские Правила).

«Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которые был принят в Брюсселе 23 февраля 1968 г. и также известен под названием Правила Висби.

«Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов», которая была заключена в Гамбурге 30 марта 1978 г. и также известна под названием Гамбургские Правила.

Это означает, что на сегодняшний день международные перевозки морским транспортом регулируются как минимум тремя правовыми режимами, и всегда есть вероятность столкнуться с партнёром, который придерживается какого-либо их них.

Гаагские Правила являются наиболее старым из действующих правовых режимов. Согласно данной Конвенции, перевозчик должен привести судно в надлежащее состояние и обеспечить сохранность груза, транспортируемого в рамках процедур международных морских перевозок.

В случае если груз был повреждён, перевозчик обязан доказывать свою невиновность. Предусматривается, что с перевозчика снимается всякая ответственность, если груз пострадал по вине экипажа, капитана или каких-то других служащих, находящихся в тот момент на судне. Кроме того, отдельно оговариваются так называемые девиации, например, ситуации, когда необходимо было спасти жизнь человека. В случае если девиации признаются разумными, с перевозчика также снимается всякая ответственность.

Предусматривается, что если договор международных морских перевозок содержит какие-либо положения, которые должны снять ответственность с перевозчика, либо значительно снизить её по отношению к существующим правилами, эти пункты признаются недействительными.

Не смотря на то, что Гаагские Правила являются самой старой из действующих на международном уровне конвенций, они остаются наиболее распространёнными в сфере международных морских перевозок.

В определённое время данные Правила были подвергнуты критике за устаревшие тарифы и понятие «навигационной ошибки», как причины снижения ответственности перевозчика. Это привело к тому, что Гаагские Правила были отредактированы и модернизированы с учётом замечаний.

В 1978 год Организацией Объединённых Наций предпринята попытка разработки Конвенции, которая бы заменила все прочие правила. Она получила название Гамбургские Правила .

Начиная с ноября 1992 года, на сферу международных морских перевозок стали действовать Гамбургские Правила. Чаще всего они используются в тех случаях, когда договор заключается между двумя странами при следующих условиях:

Если порт, в котором осуществляется погрузка товаров для международных морских перевозок, находится в стране-участнице;

Если какой-либо документ, который может достоверно свидетельствовать о факте заключения договора международной морской перевозки (например, грузовая таможенная накладная или коносамент), был выдан в государстве-участнике;

Если договор международной морской перевозки составлен в соответствии с Еребованиями, устанавливаемыми Гамбургскими Правилами, либо косвенно основан на них при помощи другого законодательства, опирающегося на данные Правила;

Если порт, где планируется осуществить выгрузку после осуществления международной морской перевозки, расположен на территории государства-участника.

Гамбургские Правила внесли значительные коррективы в существующую терминологию. Например, значительно пересмотрели роль перевозчика в международных морских перевозках, разделив понятия исполнителя и стороны, заключающей договор, поскольку в практике это зачастую не одно и то же лицо.

В целом Гамбургские Правила уделяют преимущественное внимание формализму, что делает их более обстоятельной и предусмотрительной правовой базой для международных морских перевозок. В частности, значительным плюсом стало понимание грузополучателя и грузоотправителя, как лиц, уполномоченных совершить подобные действия. Кроме того, существенным шагом вперёд стало расширение ответственности перевозчика — теперь он ещё и мог быть наказан в случае, если товар не доставлен в срок.

Также следует отметить, что значительно изменились представления о том, в какой период перевозчик остаётся ответственным за товар. Это время перестало ограничиваться рамками морского пути и включило моменты от приёма груза до его передачи грузополучателю.

Подробно рассмотрены различные исключения, то есть те ситуации в международных перевозках морским транспортом, в которых перевозчик не несёт ответственности за состояние груза. Здесь предусматриваются многие положения, уже имевшиеся в Гаагских Правилах, но не включающие такие противоречивые пункты, как пресловутая «навигационная ошибка». Увеличен срок исковой давности — в данном случае он составляет два года.

Пересмотрены правила расчёта материальной ответственности перевозчика. Она может основываться на местах или единицах груза. Вместе с тем, введены предельные суммы: 12500 франков за одну единицу или 37,5 франков за килограмм.

  • Морской фрахт: ставка, стоимость, условия

Международный кодекс морской перевозки опасных грузов

«Международный кодекс морской перевозки опасных грузов» был разработан Международной морской организацией. На тот момент, данный Кодекс создавался в качестве приложения к уже действующей в то время Конвенции по охране человеческой жизни на море.

Данный проект был полностью завершён к середине 60-х годов, и уже 27 сентября 1965 года вступил в силу. Он не был обязательным для исполнения и представлял собой в большей степени рекомендацию, однако, Кодекс был подписан представителями почти 70 государств. В таком положении данный Кодекс просуществовал почти полвека, пока в 2002 году, не он не подвергся значительной редакции. Существенно были присмотрены основные вопросы, относящиеся к опасным грузам и особенности их международных перевозок морским транспортом. С 2004 года Кодекс принят, как обязательный для исполнения.

Главной целью данного Кодекса принято считать обеспечение максимально возможного уровня безопасности:

Лицам, работающим в портах, которые занимаются разгрузкой и погрузкой товаров на различные судна для международных перевозок морским транспортом;

Морской флоре и фауне, которая теоретически может быть повреждена при проведении деятельности, связанной с международными морскими перевозками;

Экипажам, которые находятся на суднах, задействованных в международных морских перевозках.

Какой бы вид веществ, способных нанести угрозу, не перевозился любыми суднами, в отношении этого морского транспорта всё равно будут действовать положения данного документа.

Предусматривается, что в процессе осуществления международных перевозок морским транспортом существует вероятность столкнуться со следующими сложностями:

С проблемами, связанными с условиями, необходимыми для международных морских перевозок грузов, представляющих опасность. В частности, не исключено, что задержка в сроках способна вызвать определённые угрожающие химические реакции, например, окисления; либо вполне возможно, что оборудование, предназначенное для хранения вредных веществ, выйдет из строя по причине износа;

С непредвиденными осложнениями в случаях, если вещества, представляющие угрозу, были неправильно упакованы для международных морских перевозок, от чего, например, могла возникнуть утечка;

С обстоятельствами непреодолимой силы, например, погодными, рельефными или другими условиями: штормами, непредвиденными мелями — любыми событиями, которые нельзя прогнозировать, но которые могут повредить судну, экипажу, грузу и окружающей среде. В связи с этим необходимо, чтобы команда была хорошо подготовлена к подобным ситуациям;

В случае ошибок навигации имеется риск того, что судно, выполняющее международную морскую перевозку, собьётся с правильного курса и потеряет время, либо как-то иначе поспособствует порче товаров, требующих особых условий в процессе транспортировки;

Существует вероятность атаки судна злоумышленниками, пиратами, либо просто попадания в зону внезапно начавшихся боевых действий, что также относится к группе непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы.

Существуют отдельные требования, которые Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов предъявляет к:

Компаниям, которые занимаются организацией международных перевозок морским транспортом;

Упаковкам, тарам и маркировке опасных веществ.

К компаниям

Для проведения международных перевозок компания обязана получить лицензию, разрешающую осуществлять транспортировку опасных веществ морским транспортом.

Для этого в обязательном порядке необходимо:

Оборудовать места, где будет производиться разгрузка и погрузка опасных грузов для международных транспортных перевозок;

Снабдить транспортные средства всеми необходимыми приспособлениями для обеспечения безопасности судна, экипажа и окружающей среды;

Провести подготовку сотрудников, которые будут заниматься погрузкой и загрузкой опасных веществ.

Работоспособность оборудования, которое используется в порту;

Целостность и работоспособность транспорта для международных морских перевозок;

Необходимый уровень квалификации персонала.

Среди прочего следует в обязательном порядке назначить ответственных лиц, которые будут в установленные сроки проводить обучение сотрудников и тестировать их знания, чтобы обеспечивать осведомлённость персонала об особенностях работы с опасными грузами в процессе международных перевозок морским транспортом.

К персоналу на судах и в порту

Существуют минимальные требования к лицам, которые отвечают за процедуры подготовки международных морских перевозок опасных грузов. Среди прочего, от них требуется знать следующее:

Правила международных перевозок морским транспортом опасных веществ;

Правила безопасности, обязательные к соблюдению во время осуществления погрузки или разгрузки опасных грузов;

Список документов, которые требуются для сопровождения опасных грузов при международных морских перевозках;

Все возможные опасности и риски, а также наиболее эффективные меры, которые можно предпринять для противодействия им;

Правила упаковки опасных веществ, которые гарантируют наибольший уровень безопасности персонала, судна и окружающей среды в процессе международных перевозок морским транспортом;

Способы маркировки опасных материалов;

Правила размещения и фиксирования упаковок с опасными веществами на борту;

Меры, необходимые в случае возникновения наиболее критических ситуаций во время международных морских перевозок;

Правила проведения первой медицинской помощи в чрезвычайных случаях.

От тех лиц, на которых возлагается особая ответственность, в обязательном порядке требуется пройти обучение. После того, как оно завершено, их ожидают экзамены. Если сотруднику удаётся подтвердить свою квалификацию, то ему выдают соответствующее удостоверение, дающее право работать с опасными веществами.

К капитану и экипажу, которые будут осуществлять международную морскую перевозку опасных веществ, предъявляются особенно высокие требования, согласно которым, от этих лиц требуется знать следующее:

Общие правила осуществления перевозки веществ, способных причинить вред окружающей среде и человеку;

Полный перечень тех грузов, которые размещены на судне и те способы, при помощи которых можно будет защититься от их вредного воздействия в случае непредвиденных обстоятельств;

Правила перевозки, необходимые для безопасной перевозки конкретных веществ;

Способы, при помощи которых можно устранить проблемы, возникшие из-за непредвиденных ситуаций;

Технику безопасности;

Правила первой медицинской помощи.

В случае если лицами, занимающимися подготовкой товаров, капитаном, или экипажем в процессе международной морской перевозки грузов будут нарушены какие-либо из правил, применяемых в отношении опасных веществ, предусмотрены соответствующие наказания.

  • Работа экспедиторов при международной перевозке

К плавающим средствам

Любое судно, которое предполагается использовать для международной морской перевозки опасных веществ, необходимо в обязательном порядке подвергнуть осмотру. Если его результаты подтвердят готовность плавающего средства к осуществлению транспортировки, выдается соответствующее разрешение. Кроме того, в специальный Регистр вносятся сведения об этом.

Как правило, используются стандартные нормы, соответствие которым и проверяется в процессе проведения технического осмотра судна, предназначенного для международной морской перевозки. Чаще всего они требуют от плавающего средства наличия следующего оборудования:

Независимая система вентиляции, расположенная в том отсеке, где хранится груз, и которая препятствует возгоранию;

Система пожарной охраны и средства, предназначенные для автоматического пожаротушения;

Если есть такое требование, то наличие контейнеров, способных сохранять необходимый уровень температуры на протяжении международной морской перевозки и имеющих специальные крепления;

Оболочка, которая сможет препятствовать проникновению воды или возгоранию электронного оборудования на плавательном средстве;

Предельное расстояние между помещениями, где расположены опасные вещества, и каютами, в которых находится экипаж;

Оборудование, улавливающее и гасящее искры, в обязательном порядке должно иметься на каждой трубе, через которые осуществляется вывод гари от любых приборов;

Датчики в грузовом отсеке, которые будут отслеживать уровень температуры и влажности воздуха.

Помимо этого, на судах в обязательном порядке необходимо иметь:

Дыхательные аппараты;

Одежду, предназначенную для химической защиты.

Также предусмотрен ряд требований, определяемых, как дополнительные. Согласно им, прежде чем будет осуществлен новый рейс в рамках международной перевозки морским транспортом, следует провести:

Полную очистку и влажную уборку в отсеках и помещениях, в которых грузы хранятся на протяжении транспортировки;

Диагностику оборудования судна: всех имеющихся на нём систем и узлов.

К таре и упаковке

В отношении тар тоже установлены некоторые стандарты, поскольку именно упаковка является основным средством, сдерживающим вредоносное воздействие веществ, транспортируемых в процессе международной морской перевозки. Немалую роль играет и маркировка, ведь она позволяет получить точное представление о характере груза и его особенностях.

В отношении упаковки веществ, способных нанести вред людям и окружающей среде, существуют следующие правила:

Она должна быть качественно изготовлена и иметь состояние, способное обеспечить безопасную международную перевозку морским транспортом;

Она должна быть изготовлена только из тех материалов, которые не вступают в реакцию при взаимодействие с вредными веществами;

Она должна быть достаточно прочной, чтобы обеспечить достаточный уровень защиты веществам, которые находятся внутри.

Учитывая, что в международных перевозках морским транспортом могут нуждаться различные вещества, применяются различные упаковки:

Герметичные упаковки — то есть те, которые закупориваются достаточно прочно, чтобы удержать внутри газообразные вещества.

Эффективно закрытые упаковки, также известные, как непроницаемые для влаги — используются для транспортировки жидкостей.

Надёжно закрытые упаковки — применяются для перевозок рассыпчатых веществ.

Необходимо отметить, что некоторые вещества не могут находиться поблизости друг с другом, причём, не только в близкорасположенных тарах, но и в одном помещении. Это следует учитывать при размещении опасных грузов перед началом международной перевозки морским транспортом.

Каждая упаковка должна обязательно содержать маркировки, извещающие о том, какой уровень опасности представляет тот или иной груз. Если же товар помещён в несколько упаковок, последовательно вложенных одна в другую, то соответствующие маркеры необходимо проставить на каждой из них.

Подобные маркировки для международной перевозки морским транспортом должны иметь следующую форму:

Изображение, наглядно иллюстрирующее ту или иную ситуацию, например, капли воды или значок с пламенем, как символы, предупреждающие о необходимости держать подальше от воды и предостерегающие о быстрой воспламеняемости товара.

Буква, являющаяся подсказкой к изображению;

Цифра, отражающая то, какой класс опасности представляет данный груз.

Этот стандарт в международных морских перевозках не является единственным. Предусматривается, что если необходимо дополнительно предостеречь о каких-либо характеристиках груза, можно добавить соответствующее обозначение. Например, в некоторых случаях можно указать название вещества, сообщить о его радиоактивности и т. д.

Тара не должна быть единственным источником информации о характере грузов, перемещаемых в рамках международной перевозки морским транспортом. Предусматриваются аварийные карточки. Они находятся у специально назначенного сотрудника. В случае необходимости, он всегда может использовать эти карточки для того, чтобы получить информацию о тех или иных грузах.

В ситуациях, когда приведённые требования не были соблюдены, ответственность за нарушение может возлагаться:

На командира команды плавательного средства, осуществляющего международную морскую перевозку;

На компанию, являющуюся организатором перевозки и владельцем судна;

На лицо, которое руководило погрузкой и маркировкой опасных веществ;

Ошибок или нарушений при маркировке опасных веществ;

Ошибок или нарушений, совершённых при погрузке опасных веществ;

Погрузки на борт опасных веществ, которые не были упомянуты в документации международной морской перевозки.

Те лица, в обязанности которых входит сопровождение груза, в частности, командир экипажа, могут быть привлечены к ответственности, если:

Были нарушены условия международной морской перевозки опасных веществ;

Не были предприняты меры, которые, согласно инструкциям, следовало применить в случае чрезвычайной ситуации.

Сама ответственность в обоих случаях может иметь две формы:

Административную, которая распространена в случае незначительных формальных ошибок, которые не привели к серьёзным последствиям. Чаще всего ответственное лицо выплачивает некоторый штраф;

Уголовную. Она применяется в тех случаях, когда нарушения повлекли за собой негативные последствия для мировой экологии. Разумеется, это не касается случаев обстоятельств непреодолимой силы, и актуально лишь в ситуациях, когда к катастрофе привела халатность конкретного лица.

Наиболее вероятные последствия нарушений во время международной морской перевозки опасных товаров:

Загрязнение моря. Это влечёт за собой дальнейшие последствия, сказывающиеся на экологической обстановке в целом, вымирании животных, гибели растений, заражении воды и т. д.;

Прямое уничтожение морской флоры и фауны.

Помимо последствий для окружающей среды, не исключены ситуации, когда пострадает само судно или его экипаж. Пренебрежение указаниями при осуществлении международной морской перевозки может привести к воспламенению, взрыву, нарушению целостности судна.

В некоторых случаях нарушение техники безопасности и условий транспортировки веществ, способных нанести вред, может обернуться неизлечимыми заболеваниями, увечьями и смертями экипажа.

На сегодняшний день Международный Кодекс морских грузоперевозок опасных веществ — главный документ, устанавливающий нормы и правила в данной сфере. Его влияние распространенно на несколько государств. Каждое положение носит не рекомендательный, а обязательный характер, так как все они предназначены для предотвращения опасных ситуаций во время международных перевозок морским транспортом.

мультимодальные перевозки компания

асу дкр

условия поставки lilo

транскомавиа

This entry was posted in Морские перевозки and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://lion-logistics.ru/mezhdunarodnye-morskie-perevozki-2/" title="Permalink to Международные морские перевозки" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.