Международные морские перевозки — это одна из самых сложных для освоения сфер таможенной деятельности. Трудность обусловлена тем, что данная область основывается на множестве источников правового регулирования. Кроме того, существуют ещё и нормы, установленные в рамках многочисленных конвенций и внутреннего законодательства в отдельных странах, участвующих в международных перевозках. Всё это в совокупности значительно усложняет эти и без того сложную тему.
Как происходит правовое регулирование международных морских перевозок
Правовое регулирование международных перевозок морским транспортом в первую очередь основывается на трёх конвенциях:
«Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которая была заключена в Брюсселе 25 августа 1924 г. и также известна под названием Гаагские Правила).
«Протокол изменений к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся коносамента», которые был принят в Брюсселе 23 февраля 1968 г. и также известен под названием Правила Висби.
«Конвенция Организации объединённых наций по морской перевозке грузов», которая была заключена в Гамбурге 30 марта 1978 г. и также известна под названием Гамбургские Правила.
Это означает, что на сегодняшний день международные перевозки морским транспортом регулируются как минимум тремя правовыми режимами, и всегда есть вероятность столкнуться с партнёром, который придерживается какого-либо их них.
Гаагские Правила являются наиболее старым из действующих правовых режимов. Согласно данной Конвенции, перевозчик должен привести судно в надлежащее состояние и обеспечить сохранность груза, транспортируемого в рамках процедур международных морских перевозок.
В случае если груз был повреждён, перевозчик обязан доказывать свою невиновность. Предусматривается, что с перевозчика снимается всякая ответственность, если груз пострадал по вине экипажа, капитана или каких-то других служащих, находящихся в тот момент на судне. Кроме того, отдельно оговариваются так называемые девиации, например, ситуации, когда необходимо было спасти жизнь человека. В случае если девиации признаются разумными, с перевозчика также снимается всякая ответственность.
Предусматривается, что если договор международных морских перевозок содержит какие-либо положения, которые должны снять ответственность с перевозчика, либо значительно снизить её по отношению к существующим правилами, эти пункты признаются недействительными.
Не смотря на то, что Гаагские Правила являются самой старой из действующих на международном уровне конвенций, они остаются наиболее распространёнными в сфере международных морских перевозок.
В определённое время данные Правила были подвергнуты критике за устаревшие тарифы и понятие «навигационной ошибки», как причины снижения ответственности перевозчика. Это привело к тому, что Гаагские Правила были отредактированы и модернизированы с учётом замечаний.
В 1978 год Организацией Объединённых Наций предпринята попытка разработки Конвенции, которая бы заменила все прочие правила. Она получила название Гамбургские Правила .
Начиная с ноября 1992 года, на сферу международных морских перевозок стали действовать Гамбургские Правила. Чаще всего они используются в тех случаях, когда договор заключается между двумя странами при следующих условиях:
Если порт, в котором осуществляется погрузка товаров для международных морских перевозок, находится в стране-участнице;
Если какой-либо документ, который может достоверно свидетельствовать о факте заключения договора международной морской перевозки (например, грузовая таможенная накладная или коносамент), был выдан в государстве-участнике;
Если договор международной морской перевозки составлен в соответствии с Еребованиями, устанавливаемыми Гамбургскими Правилами, либо косвенно основан на них при помощи другого законодательства, опирающегося на данные Правила;
Если порт, где планируется осуществить выгрузку после осуществления международной морской перевозки, расположен на территории государства-участника.
Гамбургские Правила внесли значительные коррективы в существующую терминологию. Например, значительно пересмотрели роль перевозчика в международных морских перевозках, разделив понятия исполнителя и стороны, заключающей договор, поскольку в практике это зачастую не одно и то же лицо.
В целом Гамбургские Правила уделяют преимущественное внимание формализму, что делает их более обстоятельной и предусмотрительной правовой базой для международных морских перевозок. В частности, значительным плюсом стало понимание грузополучателя и грузоотправителя, как лиц, уполномоченных совершить подобные действия. Кроме того, существенным шагом вперёд стало расширение ответственности перевозчика — теперь он ещё и мог быть наказан в случае, если товар не доставлен в срок.
Также следует отметить, что значительно изменились представления о том, в какой период перевозчик остаётся ответственным за товар. Это время перестало ограничиваться рамками морского пути и включило моменты от приёма груза до его передачи грузополучателю.
Подробно рассмотрены различные исключения, то есть те ситуации в международных перевозках морским транспортом, в которых перевозчик не несёт ответственности за состояние груза. Здесь предусматриваются многие положения, уже имевшиеся в Гаагских Правилах, но не включающие такие противоречивые пункты, как пресловутая «навигационная ошибка». Увеличен срок исковой давности — в данном случае он составляет два года.
Пересмотрены правила расчёта материальной ответственности перевозчика. Она может основываться на местах или единицах груза. Вместе с тем, введены предельные суммы: 12500 франков за одну единицу или 37,5 франков за килограмм.
- Морской фрахт: ставка, стоимость, условия
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов
«Международный кодекс морской перевозки опасных грузов» был разработан Международной морской организацией. На тот момент, данный Кодекс создавался в качестве приложения к уже действующей в то время Конвенции по охране человеческой жизни на море.
Данный проект был полностью завершён к середине 60-х годов, и уже 27 сентября 1965 года вступил в силу. Он не был обязательным для исполнения и представлял собой в большей степени рекомендацию, однако, Кодекс был подписан представителями почти 70 государств. В таком положении данный Кодекс просуществовал почти полвека, пока в 2002 году, не он не подвергся значительной редакции. Существенно были присмотрены основные вопросы, относящиеся к опасным грузам и особенности их международных перевозок морским транспортом. С 2004 года Кодекс принят, как обязательный для исполнения.
Главной целью данного Кодекса принято считать обеспечение максимально возможного уровня безопасности:
Лицам, работающим в портах, которые занимаются разгрузкой и погрузкой товаров на различные судна для международных перевозок морским транспортом;
Морской флоре и фауне, которая теоретически может быть повреждена при проведении деятельности, связанной с международными морскими перевозками;
Экипажам, которые находятся на суднах, задействованных в международных морских перевозках.
Какой бы вид веществ, способных нанести угрозу, не перевозился любыми суднами, в отношении этого морского транспорта всё равно будут действовать положения данного документа.
Предусматривается, что в процессе осуществления международных перевозок морским транспортом существует вероятность столкнуться со следующими сложностями:
С проблемами, связанными с условиями, необходимыми для международных морских перевозок грузов, представляющих опасность. В частности, не исключено, что задержка в сроках способна вызвать определённые угрожающие химические реакции, например, окисления; либо вполне возможно, что оборудование, предназначенное для хранения вредных веществ, выйдет из строя по причине износа;
С непредвиденными осложнениями в случаях, если вещества, представляющие угрозу, были неправильно упакованы для международных морских перевозок, от чего, например, могла возникнуть утечка;
С обстоятельствами непреодолимой силы, например, погодными, рельефными или другими условиями: штормами, непредвиденными мелями — любыми событиями, которые нельзя прогнозировать, но которые могут повредить судну, экипажу, грузу и окружающей среде. В связи с этим необходимо, чтобы команда была хорошо подготовлена к подобным ситуациям;
В случае ошибок навигации имеется риск того, что судно, выполняющее международную морскую перевозку, собьётся с правильного курса и потеряет время, либо как-то иначе поспособствует порче товаров, требующих особых условий в процессе транспортировки;
Существует вероятность атаки судна злоумышленниками, пиратами, либо просто попадания в зону внезапно начавшихся боевых действий, что также относится к группе непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы.
Существуют отдельные требования, которые Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов предъявляет к:
Компаниям, которые занимаются организацией международных перевозок морским транспортом;
Упаковкам, тарам и маркировке опасных веществ.
К компаниям
Для проведения международных перевозок компания обязана получить лицензию, разрешающую осуществлять транспортировку опасных веществ морским транспортом.
Для этого в обязательном порядке необходимо:
Оборудовать места, где будет производиться разгрузка и погрузка опасных грузов для международных транспортных перевозок;
Снабдить транспортные средства всеми необходимыми приспособлениями для обеспечения безопасности судна, экипажа и окружающей среды;
Провести подготовку сотрудников, которые будут заниматься погрузкой и загрузкой опасных веществ.
Работоспособность оборудования, которое используется в порту;
Целостность и работоспособность транспорта для международных морских перевозок;
Необходимый уровень квалификации персонала.
Среди прочего следует в обязательном порядке назначить ответственных лиц, которые будут в установленные сроки проводить обучение сотрудников и тестировать их знания, чтобы обеспечивать осведомлённость персонала об особенностях работы с опасными грузами в процессе международных перевозок морским транспортом.
К персоналу на судах и в порту
Существуют минимальные требования к лицам, которые отвечают за процедуры подготовки международных морских перевозок опасных грузов. Среди прочего, от них требуется знать следующее:
Правила международных перевозок морским транспортом опасных веществ;
Правила безопасности, обязательные к соблюдению во время осуществления погрузки или разгрузки опасных грузов;
Список документов, которые требуются для сопровождения опасных грузов при международных морских перевозках;
Все возможные опасности и риски, а также наиболее эффективные меры, которые можно предпринять для противодействия им;
Правила упаковки опасных веществ, которые гарантируют наибольший уровень безопасности персонала, судна и окружающей среды в процессе международных перевозок морским транспортом;
Способы маркировки опасных материалов;
Правила размещения и фиксирования упаковок с опасными веществами на борту;
Меры, необходимые в случае возникновения наиболее критических ситуаций во время международных морских перевозок;
Правила проведения первой медицинской помощи в чрезвычайных случаях.
От тех лиц, на которых возлагается особая ответственность, в обязательном порядке требуется пройти обучение. После того, как оно завершено, их ожидают экзамены. Если сотруднику удаётся подтвердить свою квалификацию, то ему выдают соответствующее удостоверение, дающее право работать с опасными веществами.
К капитану и экипажу, которые будут осуществлять международную морскую перевозку опасных веществ, предъявляются особенно высокие требования, согласно которым, от этих лиц требуется знать следующее:
Общие правила осуществления перевозки веществ, способных причинить вред окружающей среде и человеку;
Полный перечень тех грузов, которые размещены на судне и те способы, при помощи которых можно будет защититься от их вредного воздействия в случае непредвиденных обстоятельств;
Правила перевозки, необходимые для безопасной перевозки конкретных веществ;
Способы, при помощи которых можно устранить проблемы, возникшие из-за непредвиденных ситуаций;
Технику безопасности;
Правила первой медицинской помощи.
В случае если лицами, занимающимися подготовкой товаров, капитаном, или экипажем в процессе международной морской перевозки грузов будут нарушены какие-либо из правил, применяемых в отношении опасных веществ, предусмотрены соответствующие наказания.
- Работа экспедиторов при международной перевозке
К плавающим средствам
Любое судно, которое предполагается использовать для международной морской перевозки опасных веществ, необходимо в обязательном порядке подвергнуть осмотру. Если его результаты подтвердят готовность плавающего средства к осуществлению транспортировки, выдается соответствующее разрешение. Кроме того, в специальный Регистр вносятся сведения об этом.
Как правило, используются стандартные нормы, соответствие которым и проверяется в процессе проведения технического осмотра судна, предназначенного для международной морской перевозки. Чаще всего они требуют от плавающего средства наличия следующего оборудования:
Независимая система вентиляции, расположенная в том отсеке, где хранится груз, и которая препятствует возгоранию;
Система пожарной охраны и средства, предназначенные для автоматического пожаротушения;
Если есть такое требование, то наличие контейнеров, способных сохранять необходимый уровень температуры на протяжении международной морской перевозки и имеющих специальные крепления;
Оболочка, которая сможет препятствовать проникновению воды или возгоранию электронного оборудования на плавательном средстве;
Предельное расстояние между помещениями, где расположены опасные вещества, и каютами, в которых находится экипаж;
Оборудование, улавливающее и гасящее искры, в обязательном порядке должно иметься на каждой трубе, через которые осуществляется вывод гари от любых приборов;
Датчики в грузовом отсеке, которые будут отслеживать уровень температуры и влажности воздуха.
Помимо этого, на судах в обязательном порядке необходимо иметь:
Дыхательные аппараты;
Одежду, предназначенную для химической защиты.
Также предусмотрен ряд требований, определяемых, как дополнительные. Согласно им, прежде чем будет осуществлен новый рейс в рамках международной перевозки морским транспортом, следует провести:
Полную очистку и влажную уборку в отсеках и помещениях, в которых грузы хранятся на протяжении транспортировки;
Диагностику оборудования судна: всех имеющихся на нём систем и узлов.
К таре и упаковке
В отношении тар тоже установлены некоторые стандарты, поскольку именно упаковка является основным средством, сдерживающим вредоносное воздействие веществ, транспортируемых в процессе международной морской перевозки. Немалую роль играет и маркировка, ведь она позволяет получить точное представление о характере груза и его особенностях.
В отношении упаковки веществ, способных нанести вред людям и окружающей среде, существуют следующие правила:
Она должна быть качественно изготовлена и иметь состояние, способное обеспечить безопасную международную перевозку морским транспортом;
Она должна быть изготовлена только из тех материалов, которые не вступают в реакцию при взаимодействие с вредными веществами;
Она должна быть достаточно прочной, чтобы обеспечить достаточный уровень защиты веществам, которые находятся внутри.
Учитывая, что в международных перевозках морским транспортом могут нуждаться различные вещества, применяются различные упаковки:
Герметичные упаковки — то есть те, которые закупориваются достаточно прочно, чтобы удержать внутри газообразные вещества.
Эффективно закрытые упаковки, также известные, как непроницаемые для влаги — используются для транспортировки жидкостей.
Надёжно закрытые упаковки — применяются для перевозок рассыпчатых веществ.
Необходимо отметить, что некоторые вещества не могут находиться поблизости друг с другом, причём, не только в близкорасположенных тарах, но и в одном помещении. Это следует учитывать при размещении опасных грузов перед началом международной перевозки морским транспортом.
Каждая упаковка должна обязательно содержать маркировки, извещающие о том, какой уровень опасности представляет тот или иной груз. Если же товар помещён в несколько упаковок, последовательно вложенных одна в другую, то соответствующие маркеры необходимо проставить на каждой из них.
Подобные маркировки для международной перевозки морским транспортом должны иметь следующую форму:
Изображение, наглядно иллюстрирующее ту или иную ситуацию, например, капли воды или значок с пламенем, как символы, предупреждающие о необходимости держать подальше от воды и предостерегающие о быстрой воспламеняемости товара.
Буква, являющаяся подсказкой к изображению;
Цифра, отражающая то, какой класс опасности представляет данный груз.
Этот стандарт в международных морских перевозках не является единственным. Предусматривается, что если необходимо дополнительно предостеречь о каких-либо характеристиках груза, можно добавить соответствующее обозначение. Например, в некоторых случаях можно указать название вещества, сообщить о его радиоактивности и т. д.
Тара не должна быть единственным источником информации о характере грузов, перемещаемых в рамках международной перевозки морским транспортом. Предусматриваются аварийные карточки. Они находятся у специально назначенного сотрудника. В случае необходимости, он всегда может использовать эти карточки для того, чтобы получить информацию о тех или иных грузах.
В ситуациях, когда приведённые требования не были соблюдены, ответственность за нарушение может возлагаться:
На командира команды плавательного средства, осуществляющего международную морскую перевозку;
На компанию, являющуюся организатором перевозки и владельцем судна;
На лицо, которое руководило погрузкой и маркировкой опасных веществ;
Ошибок или нарушений при маркировке опасных веществ;
Ошибок или нарушений, совершённых при погрузке опасных веществ;
Погрузки на борт опасных веществ, которые не были упомянуты в документации международной морской перевозки.
Те лица, в обязанности которых входит сопровождение груза, в частности, командир экипажа, могут быть привлечены к ответственности, если:
Были нарушены условия международной морской перевозки опасных веществ;
Не были предприняты меры, которые, согласно инструкциям, следовало применить в случае чрезвычайной ситуации.
Сама ответственность в обоих случаях может иметь две формы:
Административную, которая распространена в случае незначительных формальных ошибок, которые не привели к серьёзным последствиям. Чаще всего ответственное лицо выплачивает некоторый штраф;
Уголовную. Она применяется в тех случаях, когда нарушения повлекли за собой негативные последствия для мировой экологии. Разумеется, это не касается случаев обстоятельств непреодолимой силы, и актуально лишь в ситуациях, когда к катастрофе привела халатность конкретного лица.
Наиболее вероятные последствия нарушений во время международной морской перевозки опасных товаров:
Загрязнение моря. Это влечёт за собой дальнейшие последствия, сказывающиеся на экологической обстановке в целом, вымирании животных, гибели растений, заражении воды и т. д.;
Прямое уничтожение морской флоры и фауны.
Помимо последствий для окружающей среды, не исключены ситуации, когда пострадает само судно или его экипаж. Пренебрежение указаниями при осуществлении международной морской перевозки может привести к воспламенению, взрыву, нарушению целостности судна.
В некоторых случаях нарушение техники безопасности и условий транспортировки веществ, способных нанести вред, может обернуться неизлечимыми заболеваниями, увечьями и смертями экипажа.
На сегодняшний день Международный Кодекс морских грузоперевозок опасных веществ — главный документ, устанавливающий нормы и правила в данной сфере. Его влияние распространенно на несколько государств. Каждое положение носит не рекомендательный, а обязательный характер, так как все они предназначены для предотвращения опасных ситуаций во время международных перевозок морским транспортом.